Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. В нашем детском саду в июне 2020 года проводился месячник по экологическому воспитанию, основными задачами которого являлись следующие:
- формировать основы экологической грамотности детей дошкольного возраста;
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
В течение месяца проводились различные мероприятия с детьми и родителями:
Беседы познавательного цикла: «Животный мир нашей родины», «Как стать неболейкой», «Лесные опасности». Были проведены беседы по рассматриванию альбомов «Красная книга Кузбасса», «Заповедники Кузбасса».
В холле детского сада оформлена выставка совместных рисунков детей и родителей «Природа – наш общий дом!».
В течении месяца систематически читали литературные произведения В. Бианки: «Прячутся», «Мышонок Пик», « Хвосты», «Приспособился», «Синичкин календарь» и многие другие, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Был проведен цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка: осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий, строения, сравнения разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. Дети увидели назначения всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.
Дети познакомились со страницей календаря на июнь, условными обозначениями: учились рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивали интерес к наблюдениям за природой.
Ежедневно проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы: наблюдения за погодой, результаты наблюдения фиксировались в календаре природы.
В теплые солнечные дни на участке обнаружили маленьких, но хорошо знакомых детям жучков – божьих коровок. Они доступны для наблюдения и имеют много приспособительных особенностей, поэтому мы провели цикл наблюдений за этими жучками: «Где можно найти божью коровку?», «Рассматриваем божью коровку», «Как божья коровка передвигается?», «Чем питается божья коровка?», «Как божья коровка защищается от врагов?» дети уточнили представление о внешнем виде, строении; выяснили, что божья коровка – жучок-хищник питается тлей, тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения; в случае опасности выделяет специальную жидкость, которая отпугивает других насекомых.
На протяжении всего месяца совместно с родителями было сделано ряд дидактических игр экологической направленности: « Чудесный мешочек», « В мире животных», «Чьи следы», «Угадай и назови цветы», «Кто, где живет», «Птицы нашего края» и другие. Были оформлены альбомы: «Времена года», « Природа нашего края», «Красная книга Кузбасса», «Комнатные цветы и уход за ними»; тематические альбомы: «Цветы», «Дикие и домашние животные», «Птицы» и другие.
Каждое наблюдение, каждая беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.
На протяжении всего месячника дети расширили знания о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, сформировались у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.
Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности экологической направленности.